В соответствии с федеральным законодательством в области промышленной безопасности Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (ПМЛЛПА, ПМЛА, ПЛАС, ПЛА) разрабатываются организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I, II и III класса опасности, на которых:
- используются опасные вещества (воспламеняющиеся, взрывопожароопасные, токсичные и т.д.);
- используются расплавы черных и цветных металлов;
- ведутся горные и горно-обогатительные работы;
- осуществляется хранение и переработка растительного сырья.
Наши специалисты разработают и согласуют план мероприятий для опасных производственных объектов, расположенных на территориях Костромы и Костромской области.
Планы мероприятий по локализации аварий для газифицированных котельных
Согласно законодательству о промышленной безопасности требование о наличии у предприятий, эксплуатирующих сети газопотребления, планов ликвидации аварий установлено в двух нормативных актах:
- Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 г. №870.
- Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 №1437, принятым в развитие соответствующей нормы Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (п.2 статьи 10 116-ФЗ от 21.07.1997 г.).
В соответствии с п.95 регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления при приемке сетей по окончанию строительства или реконструкции, приемочной комиссии, в состав которой входит инспектор Ростехнадзора, в числе прочего, представляется план локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС).
Согласно п.3 положения о разработке планов, для опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, на которых используются воспламеняющиеся и горючие газы, должны разрабатываться планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (ПМЛА).
В чем отличие ПЛАС от ПМЛА?
ПЛАС разрабатывается организацией на этапе ввода сети газопотребления в эксплуатацию, а ПМЛА – по окончании регистрации опасного объекта в государственном реестре Ростехнадзора и после заключения эксплуатирующей ОПО организацией договора с аварийно-спасательным формированием МЧС РФ.
ПЛАС предъявляется приемочной комиссии при приемке сети, ПМЛА представляется в Ростехнадзор при оформлении лицензии на эксплуатацию ОПО.
В плане мероприятий прописывается взаимодействие между эксплуатирующей ОПО организацией и аварийно-спасательным формированием, с которым заключен договор на аварийное обслуживание: маршруты прибытия спасателей, время прибытия, оснащенность аварийной службы соответствующими средствами для локализации аварии и ликвидации её последствий и т.д. В ПЛАС этот раздел отсутствует.
Наши специалисты разработают ПЛАС на этапе ввода сети газопотребления в эксплуатацию, а после регистрации котельной в реестре ОПО доработают его в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ПМЛА, и согласуют план мероприятий с АСФ МЧС РФ без дополнительной оплаты.
Когда следует приступать к разработке ПМЛА?
План мероприятий должен разрабатываться сразу по окончанию регистрации ОПО и заключения договора с профессиональным аварийно-спасательным формированием МЧС РФ на обслуживание объекта.
Разработать и согласовать с АСФ МЧС план мероприятий в любом случае необходимо до даты предоставления в Ростехнадзор ежегодных сведений об организации производственного контроля. К ежегодному отчету, предоставляемому в Ростехнадзор, прикладывается заверенная копия плана с грифом, подтверждающим согласование плана с МЧС.
Наличие согласованного Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий – является обязательным условием для получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.
Обязательные разделы, которые предусматриваются в плане мероприятий:
- характеристика опасного производственного объекта;
- характеристика аварийности и травматизма на аналогичных ОПО;
- описание возможных сценариев возникновения и развития аварий на объекте;
- оценка необходимого количества сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий;
- описание организации управления, связи и оповещения при аварии на объекте;
- описание системы взаимного обмена информацией между организациями – участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
- описание первоочередных действий при получении сигнала об аварии на объекте;
- описание действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
- описание мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения;